Информационная справка
1. МДОУ Центр развития ребенка – детский сад №6 – образовательное учреждение для детей дошкольного возраста /Лицензия департамента образования Ивановской области РО № 019901, регистрационный № 110 от 08.07.2011г; свидетельство о государственной аккредитации Департамента образования Ивановской области ГА 004035, регистрационный № 121 от 26.05.2009г.
2. Детский сад функционирует с 12 декабря 1978 года.
3. Деятельность МДОУ ЦРР – детского сада № 6 направлена на:
- обеспечение всестороннего, своевременного развития ребенка;
- построение воспитательно-образовательной работы на основе медико-психолого-педагогической диагностики;
- учет склонностей и способностей детей с целью обеспечения их максимальной самореализации.
4. МДОУ ЦРР – детский сад № 6 работает по программам дошкольного образования: «РАДУГА», «РОДНИЧОК», «Я, ТЫ, МЫ», «ОБЖ», «Социально-эмоциональное развитие».
Организация воспитательно-образовательного процесса строится на психолого-педагогически обоснованном выборе воспитателями планов, программ, средств, форм и методов воспитания и обучения детей, обеспечивающих выполнение государственных стандартов.
5. На 1 сентября 2012 года 239 детей:
219 детей дошкольного возраста
20 детей раннего возраста
Возрастные группы:
с 2 лет до 3-х лет – 1 группа (№ 5)
с 3 лет до 4-х лет – 4 группы ( № 9, № 11,№ 6, № 7)
с 4-х лет до 5-ти лет – 2 группы (№ 8, №12)
с 5-ти до 7 лет – 1 группа (логопедическая № 10)
с 5-ти до 6 лет –2 группы (№ 1, № 2)
с 6-ти до 7-ми лет – 3 группы ( № 4, № 3 )
Проблема перегрузки решается путем организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.
6. Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требова-ниям и обеспечивает:
- физкультурно-оздоровительную работу с детьми («Здоровье», «Физическая культура»);
- познавательное развитие ребенка («Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»);
- художественно-эстетическое направление работы
(«Социализация», «Труд», «Безопасность»;
- социально-личностное развитие детей (Музыка»,»Художественное творчество»).
7. В МДОУ работает 32 педагога:
94 % имеет высшее педагогическое образование;
6 % - среднее специальное образование;
28% - высшую квалификационную категорию;
12,5% - первую квалификационную категорию;
25% - вторую квалификационную категорию;
3% - соответствии занимаемой должности;
31,5% - педагоги, работающие первый и второй год
В 2012 – 2013 учебном году аттестация педагогов будет проходить согласно Приказа Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010г № 209. (план аттестации педагогов прилагается)
Опорная площадка
по профилактике дорожно-транспортного травматизма Муниципального дошкольного образовательного учреждения
Центра развития ребенка – детского сада №6
Одной из приоритетных задач работы нашего педагогического коллектива является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Решение этой задачи требует совместного участия педагогов, воспитанников и их родителей. Деятельность нашего детского сада по формированию навыков безопасного поведения на дорогах является комплексной и предусматривает:
v организацию разных видов детской деятельности в режиме дня ДОУ;
v повышение компетентности родителей посредством партнёрских взаимоотношений (взрослые должны знать правила дорожного движения и воспитывать детей как дисциплинированных пешеходов);
v использование в педагогической практике современных образовательных технологий, особенно проектного метода;
v совершенствование предметно-развивающей среды.
Для решения поставленной цели нами сделано следующее:
1.Определено содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности на дорогах. Базовой программой, по которой работает наш детский сад, является программа « Радуга», в которой на каждом возрастном этапе стоят определенные задачи, а в подготовительной к школе группе выделены в отдельный раздел. Дополнительно к основной программе используем парциальную программу для ДОУ «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторы Н.Н. Авдеева, О.А. Князева, Р.Б.
2.Нами разработаны формы организации деятельности детей по обучению детей правилам дорожного движения:
Ø непосредственно-организованная образовательная деятельность детей, проекты, экскурсии.
Ø совместная деятельность взрослых и детей, (драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, встречи с инспектором ГИБДД).
Ø свободная самостоятельная деятельность, сюжетно – ролевые игры, где дети могут применять свои знания.
Эффективность учебно-воспитательного процесса обеспечивается за счет четкого перспективного планирования. Не нарушая стройности и структуры образовательного процесса, воспитатели смогли вплести в контекст основной программы, реализуемой в ДОУ, разделы программы по ОБЖ.
В перспективном планировании нашли свое отражение такие разделы:
Ребенок – пешеход». Главной задачей этого раздела является воспитание грамотного пешехода, (т.е. дать детям необходимый минимум правил дорожного движения, дорожных знаков).
Ребенок-водитель.
Ребенок – пассажир (здесь дети знакомятся с обязанностями пассажиров, с правилами поведения в транспорте).
« Ребенок – инспектор». В этом разделе воспитатели знакомят детей с работой регулировщика, сотрудников ГИБДД.
При составлении перспективных планов воспитатели придерживаются следующих принципов:
· комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
· принцип сезонности;
· принцип возрастной адресованности;
· принцип интеграции;
· принцип координации деятельности педагогов;
принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
С учётом федеральных государственных требований был разработан долгосрочный проект работы детского сада по ознакомлению с ПДД и формированию навыков безопасного поведения у участников образовательного процесса, рассчитанный на срок с 2011 по 2014 год.
ПРОЕКТ
« ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ЗНАТЬ КАЖДОМУ ПОЛОЖЕНО».
(Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей).
Вид проекта: досугово - познавательный.
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи:
С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения;
Укрепить материально-техническую базу для работы по данному вопросу;
Выработать систему воспитательно-образовательной работы.
Предполагаемый результат:
Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
Координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями, сотрудниками ДОУ, сотрудниками ГИБДД;
Появление интереса у детей к проблемам ДОУ;
Совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
Проведение детско-родительской гостиной «Правила дорожные знать каждому положено».
Сроки реализации проекта: 2011– 2014 учебный год.
Участники: дети старших и подготовительной групп, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, педагог – психолог, музыкальные руководители, руководитель изостудии, инструктор по физическому воспитанию, инспектор ГИБДД.
Актуальность.
Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города.
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Формирование у детей навыков сознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Работа над проектом проводилась в несколько этапов.
План работы на 2011-2012 учебный год.
Содержание деятельности
Ответствен-
ные
Сроки выпол-
нения
Результат
1-й этап - подготовительный
Изготовление вместе с детьми и расстановка дорожных знаков на площадке ДОУ
Воспитатели групп
Сентябрь 2011г.
Пополнение предметно-игровой развивающей среды
Создание эскизов одежды для регулировщика
Руководитель изостудии
-//-
Развитие творческих способностей, расширение кругозора.
Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения (с родителями на родительском собрании)
Воспитатели групп
- // -
Систематизация знаний детей и их родителей по правилам дорожного движения.
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Иванов А. Азбука безопасности.1996; Дружинина М. Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде. 2005г
Воспитатели групп
Октябрь 2011г.
Закрепление с детьми правил дорожного движения.
Сюжетно-ролевые игры: «Механики», «Водители и пешеходы». «Кафе».
Воспитатели групп
В течение
года
-//-
Рассматривание проблемных игровых ситуаций:
- расшифровка письма от регулировщика;
- обыгрывание разных дорожных ситуаций;
-Матроскин и Шарик собрались в город к дяде Федору. Нужно объяснить им правила дорожного движения;
-инструктор по физическому воспитанию проверяет знание правил вождения велосипеда, инспектор ГИБДД вручает «права».
Воспитатели, администрация ДОУ, инструктор по физическому воспитанию, инспектор ГИБДД.
-//-
- // -
Родительское собрание «Как знакомить детей с правилами дорожного движения»:
-выступление инспектора ГИБДД;
-решение проблемных ситуаций, возникающих на дорогах;
- вопросы родителей к педагогам, инспектору ГИБДД.
Воспитатели групп
Октябрь 2011г
Закрепление знаний родителей о правилах дорожного движения.
Укрепление материально –технической базы:
-приобретение пособий, новых игр;
-оформление асфальтированных дорожек с поворотами, светофорами, разметкой.
Воспитатели групп, администрация ДОУ, инструктор по физическому воспитанию, инспектор ГИБДД, родители.
Сентябрь 2011г
Укрепление материально-технической базы.
Выпуск буклета для родителей «Правила езды на велосипеде для дошкольников».
Администрация ДОУ. Инспектор ГИБДД.
Сентябрь-октябрь 2011г
Информированность родителей.
Педчас «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» (для педагогов ДОУ)
Старший воспитатель, инспектор ГИБДД
Ноябрь 2011г
Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства.
Разработка и упорядочение в методическом кабинете ДОУ пакета документов по нормативно - правовому, методическому и организационному обеспечению обучения детей правилам дорожного движения.
Старший воспитатель
В течение года
Создание нормативно – правовой и методической базы.
2-й этап - основной
«Фантастический город» - игра- экспериментирование с архитектурными объектами, моделирование.
Руководитель изостудии
Декабрь 2012г
Активизация творческого мышления, развитие сотрудничества в игре.
Семейный конкурс «Любимые уголки родного города».
Руководитель изостудии, воспитатели, дети, родители
- // -
Воспитание у детей интереса к родному городу, развитие конструктивных и творческих способностей
«Авария на дороге» - тренинговая (социальная) игра с сюжетно- ролевым действием.
Педагог – психолог ДОУ
Январь 2012г
Закрепление умений различать и оценивать собственное поведение в транспорте и на дороге.
«Перекресток» -досуговая развлекательная игра по определенным правилам.
Инструктор по физическому воспитанию.
Февраль 2012г
Закрепить умение различать дорожные знаки.
«Почему шумит улица?» -экскурсия на центральную улицу.
Воспитатели групп
Март 2012г
Знакомство детей с различными видами транспорта.
«Кто самый быстрый?» - досуговая подвижная игра – соревнование.
Инструктор по физическому воспитанию
Май 2012г
Воспитание умения демонстрировать свои физические возможности, проявлять усердие.
Анализ отчетов воспитателей и специалистов о работе по данному направлению.
Старший воспитатель
Май 2012г
Анализ и самоанализ
Проведение итоговой диагностики знаний и умений детей по правилам дорожного движения
Воспитатели групп
Май 2012г
Пакет диагностических карт
Участие в работе города по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения
Воспитатели групп
В течение года
Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства.
3-й этап - заключительный
Проведение детско-родительской гостиной «Правила дорожные знать каждому положено»
Старший воспитатель
Июнь 2012г
Закрепление знаний по правилам дорожного движения у детей и их родителей.
Проведение итогового педагогического совета по результатам работы над проектом.
- //-
Июнь 2012г
Аналитическая справка по итогам работы над проектом
Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы над проектом.
- // --
Сентябрь 2012г
Материалы по опыту работы по данному направлению.
План работы
по профилактике дорожно-транспортного травматизма Муниципального дошкольного образовательного учреждения
Центра развития ребенка – детского сада №6
на 2012-2013 учебный год.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма осуществляется в трёх направлениях: с педагогами, работа с детьми и их родителями. Работа ведётся ежедневно и систематически на основе разработанной системы планирования.
Для педагогов составляются: план-программа методической работы с воспитателями, перспективный план по созданию развивающей среды.
Для работы с детьми разрабатываются: перспективный план занятий по правилам дорожного движения, краткосрочные тематические проекты для всех возрастных групп, программа занятий на транспортной площадке, перспективный план дидактических игр по правилам дорожного движения.
Эффективное взаимодействие с родителями воспитанников по данному разделу деятельности ДОУ происходит на основе перспективного плана работы с родителями, плана – программы обучения родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
По всем направлениям деятельности ДОУ по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма определены формы работы:
§ с педагогами: информационно - практические обучающие занятия, анкетирование, тестирование, консультации, выставки, мастер-классы, изготовление методических игр и пособий, обзор литературы, педагогические советы, семинары, конкурсы педагогического мастерства;
§ детьми: целевые прогулки, свободная продуктивная деятельность, музыкально- игровые досуги, праздники, развлечения, театрализация (кукольные, драматические представления, спектакли), учебно-тренировочные занятия на территории специализированной площадки ДОУ, беседы, выставки, тематические проекты, чтение художественной литературы, участие в акциях, игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, интеллектуальная) , изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, конкурсы, викторины, турниры;
§ родителями: родительский всеобуч,(занятия для родителей с участием сотрудников ГИБДД), сотрудничество родителей и воспитателей, межсемейные проекты , совместные досуги, анкетирование, консультации, беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма ,совместное составление фото и видео материалов, информационные «корзины".
План – программа
обучения воспитателей правилам безопасного поведения детей на дороге
Тема
Форма работы
Ответственный
Срок.
Правила дорожного движения.
Основные термины и понятия.
Теоретическое занятие
Сотрудник ГИБДД
Сентябрь
Дорога в детский сад
Практическое занятие по изготовлению схем микрорайона и перекрёстков вокруг детского сада
Старший воспитатель
Октябрь
Психофизиологические характеристики ребёнка
Консультация
Психолог
Ноябрь
Правила поведения пассажира, пешехода
Теоретическое занятие
Сотрудник ГИБДД
Декабрь
Виды транспортных средств, ДТП и их причины
Видеофильм
Сотрудник ГИБДД
Январь
Сигналы светофора и регулировщика
Практическое занятие
Сотрудник ГИБДД
февраль
Дорожные знаки и разметка
Информационно – практическое занятие
Сотрудник ГИБДД
Март
Предупредительные сигналы
Консультация
Сотрудник ГИБДД
Апрель
Итоговое занятие
Май
План – программа
методической работы с воспитателями на тему:
«Правила безопасного поведения детей на дороге»
Тема
Форма работы
Ответственный
Срок
Основы безопасности и жизнедеятельности, правила дорожного движения
Выставка и обзор литературы
Старший воспитатель, воспитатели групп
Сентябрь
«Правила дорожные знать каждому положено»
создание краткосрочных проектов (2 недели) для всех возрастных групп
Старший воспитатель
Воспитатели всех групп
Психолог
Музыкальные руководители
Инструктор по физ-ре
Руководитель изостудии
Логопед
Сентябрь
Формы и методы обучения детей поведению на улице
Консультация
Старший воспитатель
Октябрь
Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части и во дворе
Информационно- практическое занятие
Старший воспитатель
Ноябрь
Организация предметно-развивающей среды в группе по обучению ПДД
Конкурс педагогического мастерства
Старший воспитатель Заведующая
Декабрь
Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению
Практикум
Воспитатели групп
Январь
Выработка методических рекомендаций по ПДД
Круглый стол
Творческая группа
Февраль
«Сохраните мне жизнь»
Акция о необходимости использования автомобильного кресла
Воспитатели групп
Март
«Правила дорожные знать каждому положено»
День открытых дверей для педагогов города и родителей
Старший воспитатель
Заведующая
Воспитатели групп
Сотрудники ГИБДД
Апрель
«Азбука безопасности» - дидактические игры, методические разработки, перспективные планы.
Презентация
Воспитатели групп
Апрель
Мониторинг знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге
Диагностика
Старший воспитатель
Май
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в летне-оздоровительный период
Консультация
Врач, старшая медицинская сестра, старший воспитатель
Июнь
Оборудование на территории детского сада для обучения детей правилам дорожного движения
Практикум
Заведующая
Июль
Выявление знаний и умений педагогов по данной теме
Анкетирование
Старший воспитатель
Август
Обобщение передового опыта по теме
Подготовка материалов для публикации, оформление передового опыта в педкабинете
Старший воспитатель
Август
Перспективный план
работы с родителями для детей младшего и старшего возраста
Группа
Форма работы
Тема
Первый квартал
«Светофорчик» - городской праздник совместно с детьми, родителями, сотрудниками ГИБДД.
Младшая
Круглый стол
Как научить ребёнка безопасному поведению на улице
Средняя
Консультация
Улица глазами ребёнка
Викторина
Проверь себя
Беседа
Высокая цена беспечности
Старшая
Консультация
Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода
Прогулка совместно с родителями
«Светофор» - заучивание стихотворения А. Северного
Выставка художественной литературы
«Папа, мама, я – читает вся семья»
Подготовительная
КВН
«Азбука движения»
Консультация
«Дисциплина на улице – залог безопасного поведения»
Оформление памятки
«Поведение на дороге в разные погодные условия»
Логопедическая
Беседа
О программных требованиях по обучению детей ПДД
Выставка рисунков
«Улица моей жизни» (рисунки, аппликация детей и родителей)
Второй квартал
Общее родительское собрание с участием инспектора ГИБДД «Дети на дороге»
Консультация педагога-психолога «Психофизиологические особенности поведения дошкольника на улице»
Младшая
Консультация
Что нужно знать детям и родителям о правилах дорожного движения
Средняя
Рекомендации
Какую литературу читать детям по ПДД
Конкурс рисунков
Наш путь из дома в детский сад
Анкетирование
Знает ли мой ребёнок дорожные знаки?
Старшая
Консультация
Для чего нужны правила дорожного движения
Выставка совместных работ
Улица, на которой я живу
Консультация
Детский травматизм. Меры его предупреждения
Подготовительная
Беседа
Правила дорожного движения в зимний период
Оформление серии папок-передвижек
«Как переходить улицу(с санками, с коляской)
Игра-тренинг с участием сотрудника ГИБДД
Водители, пешеходы, автомобили
Логопедическая
Видеофильм
«Мы все пешеходы»
Совместное развлечение «Эстафета зелёного огонька»
Третий квартал
День открытых дверей: «Правила дорожные знать каждому положено»
Младшая
Родительское собрание с участием сотрудника ГИБДД
О предупреждении детского травматизма на дорогах в дни летнего отдыха
Средняя
Выставка
Атрибуты для игр по безопасности дорожного движения
Физкультурный досуг
Разрешается - запрещается
Викторина
Знаки – наши друзья
Старшая
Выставка совместных работ
Мой любимый транспорт (беседа «Улицы города»)
Анкетирование
Выявление результативности работы с родителями
Выставка совместных работ
Мой любимый город
Подготовительная
Подготовка информации в уголке родителей
« Осторожно, гололёд»
Викторина
«Знай правила движения как таблицу умножения»
Логопедическая
Родительское собрание с участием сотрудника ГИБДД
Дисциплина на улице – знак безопасности